Всякий успех в чем-либо мы должны относить ко Господу и с пророком говорить:
"Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу (Пс.113,9)"

преп.Серафим Саровский

Православная икона Украины
Главная
Галерея икон
Об иконе
Иконная лавка
Заказ иконы
Контакты
Авторизация
Монастыри и храмы УПЦ
 
Православие в Украине



Главная >> Об иконе >> Церковное искусство Украины X-XIвеков.

Церковное искусство Украины X-XIвеков.

Оглавление
Церковное искусство Украины X-XIвеков.
Страница 2
Страница 3

 

 

Из произведений искусства рассматриваемого периода более всего сохранилось памятников архитектуры, мозаики и монументальной живописи.

 

Памятников иконописи XI века, к сожалению, почти не сохранилось, хотя искусство иконописания стояло на высоком уровне. Печерский Патерик упоминает имя одного из древнерусских художников конца XI—начала XII века — инока Печерской лавры Алипия. 

 

Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием.
По преданию, икона Богоматери почиталась святыней Успенского собора Печерского монастыря и была написана в начале XII века преподобным Алимпием Печерским.Этот чудотворный образ исцелил от слепоты в 1288 году местного князя Романа, сына Михаила Всеволодовича — черниговского князя, претерпевшего мученическую смерть в Золотой Орде. Роман Михайлович основал на месте, где совершилось чудо, неподалеку от реки Свены, монастырь во имя Успения Божией Матери. Впоследствии икона прославилась многими исцелениями слепых и бесноватых, а также защищала монастырь и город от врагов.
«Богоматерь Печерская-Свенская», согласно требованиям канона панахранты, изображена сидящей на троне. Она держит перед собой Спаса Эммануила, который обеими руками двуперстно благословляет Феодосия (слева) и Антония (справа), основателей Киево-Печерского монастыря. Преподобные держат развернутые свитки с поучениями. Свиток в руках Феодосия сохранился плохо, а текст поучения Антония, хотя и с утратами, поддается прочтению. В переводе на современный русский язык оно гласит: «Молю вас так, чада, держимся воздержания и не ленимся, имея ведь о сем Господа помощником».
По гипотезе Н. П. Кондакова, «Богоматерь Печерская-Свенская» является списком с заалтарного образа — мозаичного изображения Богоматери (1083—1089) в алтаре печерского Успенского собора. Этот образ прославился вскоре после своего создания. Икона донесла до нашего времени древнейшие сохранившиеся иконные образы святых Антония и Феодосия.

Известны две византийские иконы Богоматери. Одна из них находилась в Вышгороде под Киевом, откуда ее в середине XII века князь Андрей Боголюбский перенес во Владимир, отчего она получила название Владимирской. Эта икона является величайшей святыней Русской Православной Церкви и находится в церкви Святителя Николая в Толмачах (ГТГ). Другая пребывала на юго-западе Руси в г. Холм, от которого и получила название Холмской иконы Пресвятой Богородицы. Перед этой иконо совершалось много чудесных явлений. Рассказы о них содержатся в отдельной книге архимандрита Иоаникия Голятовского "Новое небо". В настоящее время Холмская икона находится в експозиции музея Волынской иконы г. Луцка.

Своими высокими художественными качествами эти две иконы, как и множество других, привезенных князем Владимиром из Константинополя, оказали большое влияние на развитие искусства Киевской Руси.

Своеобразным и ярким видом искусства было украшение рукописных книг миниатюрами, инициалами и заставками. Наша самая прославленная древняя книга— Остромирово евангелие — написана в 1056—1057 годах в Киеве дьяком Григорием по заказу Остромира, приближенного князя Изяслава. Три украшающие ее миниатюры с изображением евангелистов декоративны, их живопись построена на сочетании ярких красочных плоскостей. Рисунок лиц, рук и складок одежд евангелистов Марка, Иоанна и Луки очерчен золотым контуром, напоминая технику драгоценной перегородчатой эмали. Перерабатывая византийско-болгарские образцы, наш мастер внес в образы евангелистов психологический оттенок. Так, Лука представлен не сидящим за писанием, а приподнявшимся, с воздетыми руками, возносящим горячую молитву к небу. В заставках и заглавных буквах причудливо сплетаются геометрические мотивы, звериные и человеческие фигуры, их отличает сочетание ярких красок — голубых, синих, зеленых и красных цветов.



 
Начало украинской иконописи »



Метки

Спаситель  Богоматери  Богородицы  Божией  Киево  Матери  Холмская  время  город  изображения  икона  иконе  иконописи  икону  иконы  князя  образ  собор  только  храма  храмов  церкви 

Adeptus Clouds





створення православних сайтів Український православний інтернет